Масла и специальные жидкости
«Испытания гидравлических масел»
Для смазывания трущихся деталей летательных аппаратов, наземных и водных транспортных средств используют гидравлическое масло. Для надёжной, безопасной эксплуатации этих машин важно соответствие материала ряду требований, установленных отраслевыми стандартами, — ГОСТ 17479.3-85, ГОСТ 981-75, другими. Перед началом продаж и использования масло подвергают многочисленным испытаниям, методы которых описаны в нормативно-технической документации.
Подготовительный этап
В начале тестирования проверяют правильность составления маркировки. В неё входят аббревиатура «МГ» (расшифровывается как «минеральное гидравлическое»), число, указывающее на класс кинематической вязкости, буква, указывающая на принадлежность к той или иной эксплуатационной группе. Обозначения входят в маркировку в той последовательности, которая описана выше.
Проверка соответствия общим техническим требованиям
Оценивают внешний вид гидравлического масла.
Измеряют физико-химические параметры:
- температуру точки кипения;
- кинематическую вязкость;
- стойкость к коррозии;
- кислотное число;
- термоокислительную стабильность;
- концентрацию щелочей, водорастворимых кислот, воды;
- температуру вспышки, застывания;
- плотность.
Убеждаются в том, что показатели соответствуют нормативным.
При обнаружении несоответствия хотя бы по одному показателю выполняют повторные испытания по этому параметру. Если вновь получен неудовлетворительный результат, масло не допускают к эксплуатации.
Тестирование на предмет стойкости к окислению
Используют прибор ВТИ с пришлифованными пробирками, в конструкцию которого входит молибденовое стекло.
Кроме того, применяют:
- реометр (ротаметр);
- ловушку;
- медную пластинку со спиралью;
- масляную баню;
- измерительные цилиндры;
- воронки;
- бюретки;
- другие приспособления.
Применяют спиртобензольную смесь, серную кислоту, этиловый спирт, раствор фенолфталеина, иные реактивы.
Устойчивость масла к окислению проверяют, наливая его в прибор ВТИ и опуская в него медную пластинку со спиралью. Прибор помещают в термостат (баню), выдерживают 14 часов при температуре 120 °C. В устройство непрерывно подают кислород. По окончании испытаний измеряют концентрацию летучих кислот, содержание осадка, определяют кислотное число. По сочетанию этих показателей выявляют стойкость к окислению, проверяют соответствие значения нормативам.
Определение трибологических характеристик
На этом этапе тестирования проверяют нагрузочную и несущую способность смазочного материала, противозадирные и противоизносные свойства. Инструмент для тестов — четырёхшариковая машина с пирамидальным узлом трения. Кроме того, применяют микроскоп, секундомер, пинцет, другие приспособления.
Испытания выполняют поэтапно, задавая отличающиеся условия (температуру трущихся поверхностей, другие). Тестирование заключается в погружении узла трения из четырёх шариков в смазочный материал, вращении верхнего шарика и последующем измерении возникших пятен износа.
Протокол испытаний на гидравлические масла
В соответствии с ТР ТС 030/2012, гидравлические масла подлежат обязательному декларированию, по схемам, элементы которых включает обязательное проведение испытаний. Испытания можно провести в любой испытательной лаборатории. По завершению процедуры испытаний оформляется протокол, в котором отражены характеристики гидравлического масла. Если они соответствуют требованиям ТР ТС 030/2012, то такой протокол испытаний может быть доказательным документом для регистрации декларации о соответствии. Необходимо помнить, что все доказательные материалы, которые были указаны при регистрации декларации, необходимо хранить декларанту в течении 10 лет.
- Испытания пластичных смазок
- Испытания индустриальных масел
- Испытания трансмиссионных масел
- Испытания турбинных масел
- Испытания тормозной жидкости