Строительное сырье
«Сертификация смеси для автомобильных дорог и аэродромов»
Сертификация смеси Щебеночно-Гравийно-Песчаных для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные – это материал природного происхождения, получаемый при добыче и переработке горных пород, нашедший широкое применение при дорожном строительстве.
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси различают на несколько типов:
- С1 – размер самой крупной фракции, входящей в эту смесь 40 мм. Соотношение этой фракции в смеси в целом – 1:10. Такой тип смеси применяют при создании покрытия посадочных полос на аэродроме.
- С2 – размер фракции в этой смеси достигает 20 мм. Щебень, входящий в эту смесь, обладает свойствами морозостойкости. Сама смесь обладает такими свойствами как устойчивость к воздействию воды, температурные перепады, механические нагрузки. Применяют при создании дорожных покрытий посадочных полос, иногда как асфальтовое покрытие на частных территориях.
- С3 – в таких смесях максимальный размер фракции достигает 120 мм. Главное применение этого типа смеси – создание дополнительных слоев основания дороги.
- С4 – максимальный размер фракций не более 80 мм и в составе смеси максимум 10%. Применяется такая смесь при строительстве жилых домов, но только в том случае, если радиационный показатель не более 300 Бк/кг. Чаще такую смесь применяют при строительстве дорог, укреплении бордюров, при строительстве железнодорожных и трамвайных путей.
- С5 – размер фракции в такой смеси достигает 40 мм. Используют такую смесь при строительстве жилых и производственных помещений, дорог и укреплении бордюров.
- С6 – в такой смеси допускается фракция не более 20 мм. Широкое применение нашла в строительстве дорог, жилых и промышленных зданий.
- С7 – мелкофракционная смесь, которая применяется при строительстве нижнего слоя автодороги.
- С8 – смесь, состоящая из очень мелких фракций, применяющаяся также, как и С7 при строительстве нижнего слоя автомобильной дороги.
- С9 – в состав этой смеси входит фракция крупных размеров – до 80 мм. Применяют эту смесь в дорожном строительстве, на таких объектах, как дороги, стоянки, площади.
- С10 – фракции в этой сыпучей смеси достигают размера до 40 мм. Используется при начальном строительстве автодорог.
- С11 – размер фракций достигает 20 мм. Применяется, как и большинство смесей, в дорожном строительстве.
Подтверждение соответствия щебеночно-гравийно-песчаной смеси происходит по разным схемам, в зависимости от области применения.
Сертификация ШГПС в системе МОССТРОЙСЕРТ
Смесь, применяемая в строительстве, входит в перечень технического регламента таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Подтверждение соответствия этой продукции в форме декларирования является обязательной процедурой.
Декларирование:
Декларирование ЩГПС, при обязательном подтверждении соответствия осуществляется по двум схемам:
Схема 1д.
Декларация принимается на основании заводских протоколов испытаний или испытаниях в аккредитованных лабораториях. Для получения разрешительного документа по этой схеме изготовителю необходимо обеспечить осуществление производственного контроля на предприятии и стабильность технологического процесса. На время действия декларации орган по сертификации осуществляет систематический надзор производства и системы производственного контроля.
Схема 3д.
Декларирование продукции происходит на основании протоколов испытаний, полученных в аккредитованной испытательной лаборатории, после испытаний предоставленных типовых образцов. Производителю для получения декларации по схеме 3д необходимо обеспечить неизменность технологического процесса, выполнение производственного контроля и предоставить типовые образцы для испытаний.
Документы, необходимые для прохождения процедуры декларирования:
- Уставные документы.
- Технические условия или другой нормативный документ, на основании которого происходит производство.
- Техническое свидетельство.
Сертификация:
Соответствие ШГПС, применяемую при строительстве зданий и сооружение, можно также подтвердить в форме добровольного сертифицирования по техническому регламенту таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений», которое, на выбор изготовителя, происходит по 3 схемам:
Схема 1с.
Подтверждение соответствия осуществляется на определенную партию продукции.
Схема 2с.
Сертификация происходит на серийное производство продукции.
Схема 3с.
Сертификат соответствия выдается на серию продукции.
Отличительными особенностями в схемах сертифицирования является:
- При сертифицировании продукции по схеме 2с производится первичный анализ производства и последующий инспекционный контроль.
- При подтверждении соответствия по схеме 3с сертифицируется система качества с последующим инспекционным контролем системы.
Подтверждение соответствия ШГПС, применяемую в дорожном строительстве
ЩГПС, используемая при строительстве автодорог, не входит в перечень обязательного подтверждения соответствия, но для продукции такой категории существует добровольная сертификация. Одной из такой систем является сертификация в система «МОССТРОЙСЕРТ».
Добровольная сертификация продукции дает изготовителю преимущества по следующим факторам:
- Расширение рынка сбыта.
- Увеличение конкурентоспособности.
- Подтверждение соответствия продукции, согласно нормативным документам.
- Увеличения шанса выигрыша при участии в тендерах.
Испытания щебеночно-гравийно-песочная смеси
Испытания для щебеночно-гравийно-песчаных смесей проходят согласно нижеперечисленным ГОСТам:
- ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний (с Изменениями № 1, 2, с Поправками)
- ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний (с Изменениями № 1, 2, с Поправками)
- ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (с Изменением № 1)
- ГОСТ 28622-2012 Грунты. Методы лабораторного определения степени пучинистости (Переиздание)
- ГОСТ 256087-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытия и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.
Испытания щебеночно-гравийно-песчаной смести проводят на следующие характеристики:
- Характеристики щебня и гравия, входящего в состав смеси, имеют свои показатели при испытании:
-
- зерновой состав;
- содержание дробленных зерен;
- содержание пылевидных и глинистых частиц;
- содержание глины в комках;
- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм;
- дробимость;
- содержание зерен слабых пород и слабых разностей в горной породе;
- истираемость в полочном барабане;
- сопротивление удару по копре ПМ;
- морозостойкость;
- минералого-петрографический состав;
- истинная плотность горной породы и зерен;
- средняя плотность и пористость горной породы и зерен;
- влажность;
- реакционная способность горной породы;
- устойчивость структуры после распадов;
- содержание свободного волокна асбеста из отходов асбестосодержащих пород;
- активность шлаков;
- электроизоляционные свойства для балластного слоя железнодорожного пути;
- Зерновой состав готовой смеси.
- Устойчивость структуры щебня (гравия) против железистого и силикатного распадов.
- Степень пучинистости готовой смеси.
- Удельная эффективная активность естественных нуклеидов.
- Содержание пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях.
- Содержание глины в комках в готовых смесях.
- Число пластичности щебня и готовой смеси.
- Водостойкость щебня (гравия).
- Коэффициент фильтрации готовых смесей.
- Оптимальная влажность готовой смеси.