Автомобили и автозапчасти
«Сертификация топливных баков»
Топливным баком называется герметичный сосуд, используемый с целью хранения криогенного водорода.
Большое значение при оценке состояния автомобильных топливных баков уделяется максимально допустимому рабочему давлению. Под МДРД подразумевают показатель давления, при достижении которого компоненты или система сохраняют способность к нормальному функционированию без риска повреждения, утечки или деформации бака. ГОСТ Р ИСО 13985-2013 указывает, что МДРД является ключевым показателем прочности агрегата.
Специалисты устанавливают внешнее давление в емкости, которое действует на наружную поверхность внутренней или внешней оболочки.
Для исследователей имеет значение тепловая автономность бака, то есть период бездренажного хранения при повышении давления. Тепловая автономность свидетельствует о степени изоляции топливного бака.
Законодатель требует, чтобы все изготавливаемые и используемые автомобильные баки для топлива были безопасными и строго соответствовали установленным критериям эксплуатации. Применяемый бак должен сохранять герметичность, выдерживать давление газа вне зависимости от силы химических воздействий, механических и температурных нагрузок.
Обязательной сертификации подлежат топливные баки для категорий М, т.е. только для легковых автомобилей.
Сертификат соответствия на топливные баки
Автомобильные топливные баки проходят через процедуру сертификации в порядке, предусмотренном ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Эксперты выполняют проверку объекта на разрыв и тепловую автономность, герметичность и наличие утечки, максимальный уровень заполнения.
В протоколе указываются результаты типовых сертификационных испытаний. Специалисты документируют размеры прибора, указывают толщину стенок и массу. В ходе визуального обследования подтверждается:
- Правильность формы внутренней оболочки цилиндрических топливных баков, параметры которых должны соответствовать установленным стандартам.
- Наличие отклонений в размерах внутренней и внешней оболочек.
По результатам сертификационных испытаний образцов компонента транспортного средства принимается решение о соответствии продукции действующим техническим требованиям. При удовлетворительных результатах заявитель сможет получить сертификат соответствия на топливный бак, который применяется во всех странах Таможенного Союза. Максимальный срок действия такого сертификат не может превышать четырех лет.
Классификация топливных баков по ТН ВЭД
Код ТН ВЭД |
Значение |
730900 |
Резервуары и баки, изготовленные из черных металлов и применяемые для сохранения любых веществ, вместимостью более 300 л |
7309001000 |
Сосуды для газов |
7309003000 |
Емкости с облицовкой или теплоизоляцией |
7309005100 |
Баки емкостью более 100000 л, изготовленные из черных металлов |
7309005900 |
Металлические сосуды вместимостью не более 100 000 л |
7310 |
Цистерны, бочки, канистры и аналогичные емкости из черных металлов, создаваемые для хранения любых веществ. Вместимость конструкции составляет не более 300 л |
7310100000 |
Емкости без механического или теплотехнического оборудования объемом 50 л или более |
7611000000 |
Резервуары, баки и аналогичные алюминиевые емкости, вмещающие от 300 л |
Классификация топливных баков по ОКП
Код ОКП |
Значение |
450000 |
Изделия автомобильной промышленности |
454000, 454100 |
Узлы и детали легковых машин |
459100 |
Унифицированные узлы и детали изделий автомобильной промышленности |
459143 |
Узлы и детали кузова |
Применяемые стандарты для топливных баков
ГОСТ Р ИСО 13985-2013 определяет требования к материалам, используемым при изготовлении топливного бака. Такие материалы и арматура должны быть совместимы с водородом и другими веществами, находящимися внутри транспортного средства (кислота из аккумулятора, хладагенты). Если материалы используются при низких температурах, ИСО 21028-1 предполагает проведение тестов на ударную вязкость.
Положения ИСО 21029-1:2004 устанавливают требования к конструкции топливного бака. Отмечается необходимость добавки внутреннего припуска на коррозию, важность проверки прочности сварных швов.
Общие допуски можно найти в ИСО 2768-1. Нормы о системах изоляции, применяемых в топливном баке, установлены в ИСО 21014. В соответствии с ИСО 21010 обязательно применение изоляции арматуры, которая устраняет опасность ожижение воздуха при отсутствии системы сбора и испарения сжиженного воздуха. Механизм изоляции арматуры должен совмещаться с атмосферой, обогащенной кислородом.
В положениях ИСО 21013-3 законодатель фиксирует допустимые размерные характеристики клапанов сброса давления. Согласно указанному нормативному акту номинальные показатели таких клапанов должны иметь четкие обозначения. Для предотвращения вероятности физического вмешательства в устройство необходимо позаботиться о своевременном опломбировании или установке на клапанах сброса давления эквивалентной защитной системы.
- Сертификация и декларирование подшипников
- Сертификация ремней безопасности
- Сертификация галогенок
- Сертификация термостатов