Советы экспертов
«Сертификация автозапчастей. Актуальные вопросы по работе с ТР ТС 018/2011»
Виктория Комиссарова
Технический регламент вступил в силу еще в январе 2015 года, а переходный период заканчивается 01.07.2016 года, в связи с чем поступает большое количество вопросов по оформлению сертификата, соответствующего новым требованиям законодательства.
Поэтому моя статья посвящена актуальным на сегодняшний день вопросам, ответы на которые помогут Вам при оформлении разрешительных документов.
- возможно ли оформление сертификата «на изготовителя»?
- да, заявителем при оформлении сертификата может выступать сам изготовитель или компания, организованная за пределами Таможенного Союза, как оптовый склад для продажи компонентов. В этом случае необходимо документально подтвердить закупки компонентов со склада, в виде контракта или инвойса. Полномочия от изготовителя не потребуется предоставлять.
- возможно ли оформление одного сертификата на разнородные компоненты от разных изготовителей?
- допускается оформление такого сертификата, в приложении к которому будет перечисляться продукция и ее изготовитель после каждой позиции или группы позиции. (Пункт 94, стр.56 ТР ТС). Но данная схема оформления чаще остается на усмотрение экспертов. Мои коллеги, в том числе и я, понимаем, что при оформлении сертификата необходимо собрать максимальную базу доказательных материалов, таких как: технические документы, проведенные исследования и испытания продукции, анализ производства и др. А при поступлении заявки с разнородной продукцией и разными изготовителями, доказательная база получается достаточно большой. Сертификация по такой схеме является не самой экономичной, на мой взгляд, но возможна удобная для ряда поставщиков (импортеров).
- есть ли необходимость в получении сертификата на компоненты для транспортного средства, которое имеет одобрение типа (ОТТС)?
- если компоненты поставляются/продаются в качестве запасных частей к автомобилям, то оформление сертификата требуется. Получить такой сертификат может только изготовитель транспортного средства (или его официальный представитель), и только на оригинальные компоненты ТС. Для этого проводится идентичность компонентов, предоставляется подтверждающее письмо от изготовителя ТС и другие доказательные материалы на усмотрение каждого конкретного случая и эксперта.
- требуется ли оформление сертификата на компоненты, которые поставляются на сборочное производство?
- требуется только в отношении компонентов, которые, как отдельные элементы подтверждаются по Правилам ЕЭК ООН, на остальные компоненты подтверждение соответствия не проводится.
- как минимизировать идентификацию компонентов для сертификации?
- при оформлении сертификата на компоненты мы допускаем применять кодировку в идентификации продукции , к примеру артикул: АВС *************, где «*» обозначает любую цифру от 0 до 9 или латинскую букву. В этом случае просто необходимо предоставить каталог продукции с описанием артикулов.
- почему оформляется именно сертификат, а не декларация?
- в зависимости от компонента транспортного средства, техническим регламентом (в приложении 10) предусмотрена форма подтверждения соответствия. Так например на топливные баки, стеклоочистители, фароочистители и др. может оформляться декларация по схеме 3Д или сертификат по схеме 11С. В этом случае заявитель имеет право выбрать форму оформления - декларацию или сертификат, но учитывая схему. Помимо бланков данные документы отличаются еще и тем, что при сертификации предусмотрен инспекционный контроль.
- если компоненты подлежат декларированию, кто может быть заявителем?
- заявителем при декларировании может быть только юр.лицо зарегистрированное на территории Таможенного Союза, а в случае его отсутствия можно оформить сертификат, вместо декларации.
- что такое «сообщение об официальном утверждении типа»?
- в 1958 году было подписано «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств и об условиях взаимного признания официальных утверждений». Сообщение об официальном утверждении типа – это документ, выдаваемый на основании Соглашения, удостоверяющий соответствие компонента или ТС требованиям Правил ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций).
- можно ли оформить сертификат, если нет Сообщения об официальном утверждении типа?
- в регламенте, в разделе «требования», по некоторым компонентам принимаются Официальные сообщения по Правилам ЕЭК ООН, что упрощает сертификацию автозапчастей. А в случае их отсутствия сертификация проходит по стандартам, включенным в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС. Поэтому, при наличии Сообщения об официальном утверждении типа, сертификации компонентов будет гораздо дешевле, чем при их отсутствии, так как не потребуется проведение испытаний образцов продукции.
- как продлить срок действия уже полученного сертификата?
- при окончании срока действия сертификата, необходимо заново проводить процедуру сертификации с предоставлением всех необходимых документов. В результате будет выдан сертификат на новом бланке и с новым регистрационным номером.
- требуется ли маркировать автокомпоненты?
- компоненты ТС необходимо маркировать единым знаком обращения «ЕАС». Можно выбрать любой удобный способ, по возможности на единицу продукции и/или ярлык (если имеется), а также на упаковку и сопроводительную тех. документацию. Если компоненты официально утверждены, то можно наносить знак «Е», который приравнивается к единому знаку обращение «ЕАС». Маркировка транспортных средств наносится в табличке изготовителя или на отдельной наклейке, расположение указывается в ОТТС.
- на что особенно обратить внимание перед тем как подавать заявку?
- я, как эксперт, рекомендую заранее позаботиться об информации по ассортименту запчастей, а также подготовить идентификацию: как артикулы, типы, торговые марки, потому что без данной информации сертификат не оформляется.
- какой совет Вы можете дать при выборе сертификационного органа?
- помимо наличия аккредитации и имеющегося опыта, обратите внимание на принцип работы эксперта. К примеру, при одном и том же регламенте, условия сертификации могут принципиально отличаться. В некоторых организациях специалисты оформляют несколько сертификатов на один ассортимент продукции, в то время как регламент допускает объединять всё в одном сертификате. Это может говорить как и о непрофессионализме, незнании специфики того ли иного технического регламента, так и о банальной непорядочности, желании «вытянуть» максимальное количество денежных средств с одного клиента.
Зачастую некоторые органы по сертификации или отдельные специалисты завлекают очень низкими ценами, при этом не оговаривают многие детали: стоимость и условия прохождения инспекционного контроля, стоимость выезда эксперта на производство, количество и стоимость протоколов испытаний, количество необходимых для испытаний образцов и т.д.
Сертификация – кропотливая и ответственная работа, строго регламентированная государственными нормативными актами, и оформленный по всем правилам сертификат не может оформляться по бросовой цене.
Если Вам не оговаривают все нюансы и детали при сертификации, предлагают цену существенно ниже среднерыночной, запутывают – это уже повод задуматься о надёжности и порядочности данного органа по сертификации или конкретного специалиста.