Материалы для дорог
«Испытания дорожного битума»
Испытания битума необходимы для подтверждения целесообразности использования сырья в дорожно-строительных работах. К обязательным методам относятся: определение пенетрации, температуры размягчения и хрупкости, а также степени растяжимости. Дополнительные вычисления необходимы для подтверждения качества, характеристик растворимости и вязкости.
Методики и условия проведения испытаний прописаны в ГОСТ 22245-90.
Как проходит проверка материала
Согласно действующему техническому регламенту искусственный битум, предназначенный для строительства дорог, производится путем окисления продуктов прямой перегонки нефти и разделения их на компоненты. Это смолоподобные или твердые нефтепродукты, которые не растворяются в воде.
Технические требования
Физические и химические характеристики битума должны соответствовать нормам, прописанным для каждой из действующих марок.
В таблице №1 ГОСТ 22245-90 прописаны требования к таким характеристикам, как:
- глубина проникновения иглы пенетрометра 0,1 мм в материал при температуре 0 °C и 25 °C, измерения повторяются минимум 3 раза;
- температура размягчения, то есть способность переходить в вязко-жидкое состояние при температуре 80°C, это качество определяет способность битума объединяться с другими стройматериалами;
- температура растяжения, хрупкости, вспышки (220 °C);
- самовоспламенение при (368 °C);
- индекс пенетрации.
Битум относится к 4 классу опасности и практически не воздействует на организм человека. При работе с ним необходимо соблюдать правила безопасности: использовать индивидуальной средства защиты, работать в помещении с хорошей вентиляцией, при загорании тушить песком или пеной.
Правила приемки
Битум, как и другие вязкие вещества, принимают партиями. Количество может быть любое, главное, чтобы сырье было одинаковым по показателям качества и иметь один сертификационный документ.
Если первые испытания показали несоответствующие уровню результаты, назначается повторная проверка новой пробы.
Каждые 10 дней изготовитель обязан проводить периодические проверки на растяжимость при температуре 0 °C и изменения температуры размягчения после прогрева. Если периодичные испытания показывают неудовлетворительные качества, то контроль ведется каждой партии отдельно, пока не будет положительных результатов у трех партий подряд.
Согласно пункту «Методы контроля» ГОСТ 22245-90 масса одной пробы должна быть не менее 0,5 л.
Маркировка, транспортировка и хранение
Согласно ГОСТ 1510-84 этикетка на потребительской упаковке должна содержать следующие сведения:
- название продукта, его марку;
- стандарт изготовления;
- название нефтебазы или бренда производителя;
- масса нетто и объем;
- дата изготовления (срок годности 1 год);
- номер партии;
- цена.
Обязательно наличие таблички «Огнеопасно».
На транспортной таре достаточно информации о весе, дате, номере партии и товарного знака завода-производителя.
Перевозить битум можно любым транспортом, имеющим внутреннее и внешнее защитное покрытие: жидкое вещество — в цистернах, вязкое, высокозастывающее или мазеобразное — в специальных упаковках.
Протокол испытаний на дорожный битум
Для того, чтобы дорожный битум продавать и использовать в строительстве дорог, необходимо зарегистрировать декларацию о соответствии требованиям ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». Регистрация декларации осуществляется на основании доказательных материалов, в список который входит протокол испытаний. Испытания можно провести как в аккредитованной лаборатории, так и в любой другой. По завершению испытаний формируется протокол, в котором отражаются характеристики дорожного битума. Если они соответствуют требованиям ТР ТС 014/2011, то такой протокол испытаний может быть применен для регистрации декларации.
- Испытания минеральных порошков
- Испытания материалов для дорожной разметки
- Испытания песка для дорожного строительства