Топливо
«Обязательные испытания дизельного топлива»
В нормативных документах для летнего дизельного топлива (марки Л) обязательно прописывается температура вспышки. При характеристике зимнего (З) и межсезонного (Е) топлива имеет значение предельная температура фильтруемости.
Другие обязательные показатели качества всех марок топлива для дизельных двигателей:
- цетановое число;
- кинематическая вязкость;
- реакция на медной пластинке;
- содержание кислот и щелочей;
- йодное число;
- содержание воды;
- плотность при 15 °С.
Как проверяют температуру фильтруемости
Испытания проводят с применением ручного или автоматического оборудования.
В первом случае для работы подготавливают:
- охлаждающую баню;
- плоскодонный стеклянный цилиндрический сосуд, с внутренним диаметром (31,5±0,5) мм и с меткой, которая позволяет отмерить объем 45 см3;
- водонепроницаемый латунный кожух;
- изоляционное кольцо и две прокладки для изоляции испытательного сосуда;
- поддерживающее кольцо;
- пробку с тремя отверстиями для пипетки, термометра и вентиляции;
- прозрачную пипетку с меткой;
- фильтр и фильтровальную бумагу;
- термометр с пределами измерения от – 38 °С до 50 °С;
- термометр с пределами измерения от – 80 °С до 20 °С;
- термометр для охлаждающе бани (– 80 °С — 20 °С);
- вакуумный или водоструйный насос.
При проведении работ в автоматическом режиме используют то же оборудование и материалы, платиновые термометр сопротивления и электронные устройства контроля. Также применяют холодильную установку с автоматическим измерением температуры в пределах 2 минут 30 секунд и опцией поддержки температурного режима.
Порядок работы
Пробы отбирают в согласно требованиям ISO 3170 или ISO 3171. Примерно 50 см3 пробного материала пропускают через фильтровальную бумагу.
- Профильтрованное топливо заливают в подготовленный испытательный сосуд до метки.
- Сосуд закрывают. Пипетку и термометр устанавливают на пробку заранее.
- Сосуд помещают в кожух и в охлаждающую баню.
- Пипетку соединяют с вакуумной системой.
- С помощью регулятора вакуума и вакуумного насоса создают воздушный поток 15 дм/ч. При этом контролируют перепад давления (оно должно оставаться на уровне (200±1) мм водного столба).
- Емкость охлаждают до момента, пока температура не станет на 5 °С выше той температуры, при которой топливо мутнеет.
- Затем устанавливают запорный кран таким образом, чтобы проба всасывалась через фильтрующий элемент в пипетку. Это происходит до тех пор, пока топливо не достигнет метки на пипетке. Испытание проводят при включенном секундомере. Время всасывания не должно превышать 60 секунд. Если требуется больше времени, испытание повторяют, начиная с более высокой температуры.
- Процедуру повторяют многократно по мере снижения температуры на один градус.
Тестирование прекращают в тот момент, когда топливо прекращает всасываться через фильтр или когда для всасывания требуется больше 60 секунд. Записывают температуру, при которой это происходит. Это и будет предельная температура фильтруемости на холодном фильтре.
Если температура достигает минус 20 °С и фильтрация происходит достаточно быстро, тестирование продолжают с применением второй охлаждающей бани, которая поддерживает температуру (51±1) °С.
Если испытание можно продолжать и при температуре минус 35 °С, применяется третья охлаждающая баня, с опцией поддержки температуры (67±2) °С.
Испытания можно проводить, пока температура образца окажется на отметке минус 51 °С.
Как проверяют температуру вспышки
Для тестирования используют:
- пробы, отобранные в соответствии с ISO 15528, ISO 3170, ISO 3171 или согласно аналогичным национальным стандартам;
- аппарат Пенски-Мартенса;
- термометры для разных диапазонов температур;
- барометр;
- нагревательную баню (ее можно заменить термостатом с системой вентиляции).
Порядок работы
Предварительный отбор проб проводится при температуре, которая минимум на 28 градусов ниже ожидаемой температуры вспышки. В ходе испытания фиксируется давление окружающей среды.
Основные этапы:
- Образец топлива заливают в тигель до метки, закрытый тигель помещают в нагревательный аппарат. Над тиглем помещают термометр.
- Зажигают запальное пламя размером 3-4 мм и нагреватель, который обеспечивает нагрев образца на 5-6 градусов в минуту.
- Фиксируют, когда температура испытуемой пробы на (23±5) градуса ниже ожидаемой температуры вспышки. В этот момент проводят первое испытание пламенем.
Процедура повторяется многократно при каждом нагреве пробы на 1 градус. Специальный механизм обеспечивает проникновение пламени в паровое пространство тигля. В тот момент, когда пламя вызывает хорошо заметную вспышку, фиксируется температура. Это и есть искомая температура вспышки топлива.